Дрессировка собак

Дрессировка собак

Дрессировка

Для того, чтобы иметь возможность в любой ситуации управлять поведением собаки, владельцу необходимо её выдрессировать, т. е. выработать и закрепить некие навыки, которые собака выполняет по его команде. Дрессировать следует не только рабочих собак, но и самых маленьких собачек-компаньонов. Когда хозяин может на расстоянии управлять поведением своего питомца, это не только делает собаку социально приемлемой, но может в буквальном смысле спасти ей жизнь.

Попробуйте, например, остановить расшалившегося пса, который того и гляди угодит под колёса машины, если он не знает ни одной команды.

Устоявшиеся домыслы:

Считается, что дрессировка невозможна без битья.

На самом деле битьё собаки — это запущенный до крайней степени конфликт с хозяином.

Породистой собаке не нужна: она и так должна всё знать от природы.

Собака никому ничего не должна. Породная предрасположенность к той или иной собачьей профессии означает всего лишь лёгкость обучения и эффективность исполнения работы.

Дрессировка возможна лишь на специальной площадке.

Щенка гораздо удобнее дрессировать дома и на прогулках. Дрессировочная площадка нужна лишь для закрепления уже выработанных навыков.

И наконец дрессировка — это работа, доступная лишь профессионалам, и собаку придётся отдавать для обучения в специальную школу.

Такое заявление — в подавляющем большинстве случаев рекламный трюк. Каждый дрессирует собаку для себя, учит её слушаться и учится сам управлять. «Чужой дядя» выдрессирует любую собаку без проблем, но будет ли она повиноваться собственному хозяину — большой вопрос.

Когда начинать дрессировку

  • Прежде чем начинать дрессировать собаку, необходимо добиться прочного контакта с ней. Если щенку интересно с хозяином, только тогда он захочет ему подражать и делать то, что нравится человеку-вожаку.
  • Оптимальный возраст начала воспитательной дрессировки — 3–4 мес.
Дрессировка собаки когда начинать?

Когда дрессировать нельзя

Собаку недавно кормили.

Сытое животное мечтает об отдыхе и сне, а вовсе не об общении и уж тем более — не об учёбе.

Собаке надо справить естественные надобности.

Тоже понятное условие, но им умудряется пренебречь каждый второй начинающий дрессировщик.

Собака плохо себя чувствует, например, бурно меняются зубы.

Смена зубов — процесс болезненный, во время него собака может откровенно недомогать.

Собака находится на поствакцинационном карантине.

Напряжённая учёба может вызывать стресс, что категорически противопоказано в течение карантина.

У суки начинается или уже началась течка.

Ей вообще ни до чего нет дела, кроме продолжения рода.

У хозяина скверное настроение или самочувствие.

Лучше пропустить занятие, чем срываться на собаку из-за малейшей её ошибки.

Хозяин спешит и отводит на занятие лишь 5 мин.

Если времени в обрез, пропустите занятие, т. к. в спешке всё обязательно пойдёт наперекосяк.

Азы дрессировки

Теория дрессировки собак проработана достаточно глубоко. Разные школы используют свои методики дрессировки. Начинающему владельцу следует знать, что означают основные термины, тогда он вполне может справиться с воспитательной дрессировкой самостоятельно. Для закрепления усвоенного полезно походить с собакой на учебно-дрессировочную площадку.

Безусловный рефлекс

Врождённая реакция организма, осуществляемая центральной нервной системой в ответ на раздражение (стимуляцию).

Стимул

Внешнее или внутреннее воздействие, вызывающее ответную реакцию собаки.

Безусловный стимул

Стимул, вызывающий проявление безусловного рефлекса. Иными словами, такой стимул вызывает одинаковую реакцию у любой собаки, например, запах пищи (безусловный стимул) вызывает у голодной собаки слюноотделение (безусловный рефлекс).

Условный рефлекс

Вырабатываемая в ходе обучения закономерная и однозначная реакция организма на ранее безразличный стимул (условный стимул).

На базе имеющегося условного рефлекса можно выработать условный рефлекс второго порядка, далее — третьего порядка и т. д. Такие условные рефлексы называются сложными, или цепными.

Описаны и изучены многие типы условных рефлексов, различающихся по способу образования.

Для дрессировщика важно то, что условный рефлекс образуется при однократном, чаще многократном (12–14) предъявлении условного стимула перед поощряемым действием.

Дрессировка

Выработка у собаки сложных условных рефлексов, позволяющих управлять её поведением.

Навык

Сложный условный рефлекс, вырабатываемый в ходе дрессировки. Стимулом для включения навыка является команда.

Как правило, навык является двигательным условным рефлексом, т. е. по команде собака производит некое, чётко определённое действие либо, напротив, прекращает любую двигательную активность. Например, «Сидеть» — сесть в определённой позе у левой ноги дрессировщика. Или перед ним, «Фу» — замереть на месте, прекратив лаять на прохожего или копаться в мусорном баке; замереть перед проезжей частью и т. д.

 

Основы дрессировки собак

Команда

Условный стимул — короткие слова или словосочетания, кодирующие требуемое действие.

Команду следует произносить чётко, ясно, не меняя слова. Собака не обязана понимать смысл команды, для неё это звуковой сигнал. Именно поэтому, если в качестве команды использовать разные слова, то рефлекс выработать не удастся.

В ходе обучения некоторым навыкам («Сидеть», «Лежать» и др.) команда отдаётся голосом и жестом, последний может использоваться в дальнейшем в качестве команды при работе на расстоянии.

Командный голос

Человек, отдающий команду, требует от собаки безоговорочного подчинения. Чтобы этого добиться, необходимо использовать тон, присущий доминанту.

Команду отдают уверенно, спокойно, с небольшим интонационным нажимом.

Командный голос ни в коем случае не должен быть криком. Хороший дрессировщик командует и вовсе шёпотом.

Положительное подкрепление

Для закрепления условного рефлекса требуется безусловный стимул, т. е. подкрепление.

Положительное подкрепление вызывает у собаки положительные эмоции и способствует закреплению навыка.

В качестве положительного подкрепления может быть использована пища (лакомство), игра, похвала хозяина.

Отрицательное подкрепление

Используется для угашения нежелательного поведения.

В качестве отрицательного подкрепления могут быть использованы угрожающая интонация, болевые стимулы, невозможность удовлетворения той или иной потребности.

Отрицательное подкрепление должно следовать немедленно за выполнением нежелательного действия или, напротив, в случае невыполнения поданной команды.

Если отрицательное подкрепление отнесено во времени от проступка, условная связь не образуется.

Наказание

Отсроченное отрицательное подкрепление; например, щенок утром изгрыз туфли, хозяева обнаружили это только вечером, накричали и отшлёпали. Растущая собака не может связать воедино давно совершённое действие и гнев хозяев.

Наказание нельзя применять для дрессировки, оно даёт эффект, прямо противоположный ожидаемому. Использование наказаний приводит к нарушению контакта с собакой, изменяет её поведение не в лучшую, а в худшую сторону.

Наказывать, в виде исключения, можно лишь взрослую собаку, понимающую, что она поступила плохо. Даже в этом случае наказание должно сводиться к нотации и к требованию убираться с глаз долой.

Угашение условного рефлекса

Условно-рефлекторная связь распадается самопроизвольно, если в течение длительного времени условный стимул не подкрепляется положительно.

Угашение условного рефлекса можно осуществить специально, если заменить положительное подкрепление отрицательным.

Подготовка к занятиям

Начинайте обучение щенка с самых простых навыков.

Первые занятия лучше всего проводить дома или на загородном участке, где щенку всё знакомо, ничто не отвлекает, и никто не может появиться внезапно.

Обучением занимается кто-то один из членов семьи. Остальные в этот процесс не вмешиваются, советов не дают и не кричат под руку «Дай, я ему сам объясню, у меня лучше получится!». Оптимально, если на первых занятиях щенок и его воспитатель вообще останутся вдвоём.

Готовясь к занятию, чётко продумайте все свои действия, что и как вы будете объяснять собаке, чем поощрите правильное выполнение, как поможете в случае ошибки или заставите работать.

Щенка следует выгулять до занятия, дав ему побегать и поиграть, но кормить нельзя.

Даже при домашнем занятии на щенка необходимо надеть ошейник и поводок.